Блог создан для прохождения тренинга по книге Марка Кистлера "Вы сможете рисовать через 30 дней". Через 30 дней проверим, насколько справедливо утверждение автора, вынесенное в заголовок :) 30 дней закончились очень быстро, но привычка рисовать осталась. Поэтому периодически что-то рисую и выкладываю подборку в этот блог. И — пытаюсь сделать процесс рисования систематическим. Например, с книгой Барбары Дайан Берри "Рисуйте свободно!" Или с книгой Робин Ланда "Скетчбук, который научит вас рисовать".

Translate

среда, 1 апреля 2015 г.

Март 2015 года

Март для меня выдался очень творческим. И очень сумбурным, бессистемным — какими, наверное, и должны быть будни творческого человека :-) Однако, я всегда считала себя эдаким "системником", а потому не могу сказать, что всё произошедшее в этом месяце мне понравилось.

Но начну с самых радостных впечатлений. В марте настоящим открытием для меня стала книга "Рисуйте свободно" (автор — Барбара Дайан Берри). Я сразу поняла, что книга — шанс повторить опыт 30-дневного курса по рисованию, пройденного в сентябре прошлого года (все сообщения об этом помещены под ярлыком 30 дней). Подробный отзыв на неё я ещё опубликую в своём виртуальном читательском дневнике, так как курс рисования по ней пока ещё не окончен. В отличие от 30-дневного курса по книге Марка Кистлера, в основе которого в большей степени лежит техника рисования, художественные опыты по книге "Рисуйте свободно" менее всего связаны с техникой. Нет, конечно, автор предлагает определённый стиль рисования, однако, главным является не это. Рисование в этом случае выступает как способ рефлексии, попытка прислушаться к своему внутреннему "я", справиться с какими-то своими страхами, перенеся их на бумагу. Под ярлыком рисуйте свободно собраны все сообщения, посвящённые моей работе с этой книгой.
А вот и сами рисунки по ней — все, что нарисовала в марте.



Picasa, собирая рисунки в коллаж, сделала единственный вертикальный рисунок самым крупным. Но для меня это очень символично: именно упражнение на рисование своего критика помогло мне больше других! Несмотря на то, что это был единственный случай, когда я не рисовала свободно, а копировала авторский рисунок, то ли его профессиональная созвучность, то ли ещё что-то, позволили мне отпустить вечное брюзжание внутри себя по поводу моих скромных опытов ("Ну, что ты опять малюешь? Взрослая тётя, тебе заняться больше нечем? Всё равно твои рисунки на уровне детсадовца!") и просто получать удовольствие от процесса рисования. Более того, я осмелела настолько, что решила взять несколько рисунков для фонового оформления презентации для мастер-класса на конференции "Информационные технологии для Новой школы" (писала об этом здесь).



Конечно, +Елена Воронина тысячу раз права, что эти рисунки понятны только мне, поскольку я их не просто рисовала, но и проживала каждую линию и каждую точку. Но я не смогла отказаться от этой идеи ещё и потому, что для меня она стала попыткой соединить при подготовке к мастер-классу чувственное и рациональное познание, художественный образ и какие-то попытки теории (ну, не могу я изгнать из себя предметника: привет, +Ljudmilla Rozhdestvenskaya и +Зинаида Смирнова, даже здесь цепляю обществоведческие термины. Не могу сказать, какие ассоциации возникали у участников мастер-класса, когда они видели на слайдах мои рисунки, но для примера можно посмотреть один из них, на который я нанесла свои мысли, которые возникали у меня при рисовании.
Сам рисунок очень яркий, разноцветный, с разнообразными линиями и точками — как и понятие бриколажа в образовании.

Впрочем, какие-то ассоциации возникали и у участников мастер-класса. Публикую два поста в сообществе конференции, размещённых +Alexander Bondarenko.

Второй год на конференции я делаю записи во время выступлений в виде скетчей. В этом году рисовала меньше, чем в прошлом, но несколько скетчей всё же сделала. Фото-коллаж из скетчей.

Именно конференция вынудила меня сделать паузу в ежедневных уроках по книге (надо было везти с собой книгу/альбом/краски, а ещё и находить хотя бы час времени для спокойного уединённого рисования — всё это было совершенно нереально в условиях конференции, когда я полностью погружаюсь в неё и живу только ею). Но здесь я сделала паузу совершенно осознанно. Но что меня совершенно расстроило, так это то, что я совершенно забросила в последнюю неделю марта писать и рисовать в ежедневнике Адама Куртца "1 страница в день". Если в первые два месяца я несколько раз забывала поработать с этим ежедневником, то в марте у меня просто не хватало энергии сделать это. Сейчас надо восстанавливать слегка потерянный навык ежедневной работы с этим блокнотом. Но парочку зарисовок марта из этого ежедневника всё же выкладываю.

Зато я перевела/перерисовала ещё один скетч канадского педагога +Sylvia Duckworth (подробно написала об этом здесь).
Очень интересно было после публикации моей версии скетча Сильвии наблюдать в twitter как канадские педагоги обсуждают мою перерисовку. Вот лишь один из примеров.


Всё-таки здорово, что современные средства коммуникации открывают нам такие возможности, о которых мы ещё недавно не могли даже и мечтать.

И ещё один интересный опыт по рисованию случился у меня в марте. В начале месяца я получила вот такое письмо от +Boris Yarmakhov:
Мне такой опыт показался интересным, поэтому решила попробовать. Описания кластеров можно прочитать здесь. Полностью весь текст визуализировать пока не удалось, но рисунки к нескольким кластерам попыталась сделать. В некоторых не обошлось без влияния нежно любимых мною книг Татьяны Задорожной.

Вот такой плодотворный март у меня получился. В заключении хочу поделиться радостью: в последний день марта получила присланную +Наталья Шанина книгу издательства +Манн, Иванов и Фербер "Скетчбук, который научит вас рисовать" (информация о книге на сайте издательства >>>).
Очень ждала выхода этой книги. Закончу курс по "Рисуйте свободно" и не буду останавливаться — теперь у меня есть книга для продолжения!

6 комментариев:

  1. МАша, это очень-очень-очень интересно, правильно и красиво. Когда есть такая потребность выражения себя в творчестве, да ещё в буквальном смсыле, рукописном - счастье)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ЧУМработница, Ира, спасибо тебе за поддержку. Мне тут мама на днях сказала, что, мол, несколько лет назад я активно занималась куклами: придумывала им наряды, вязала на них, фотографировала. А сейчас куклы отошли на второй план, но потребность в творчестве осталась. Поэтому я и стала рисовать. Возможно, она права.

      А рисовать я всегда хотела. Но никогда не умела. А сейчас просто стала относиться к этой своей неумелости по-иному. Не для того, чтобы нарисовать красиво, а для того, чтобы отрефлексировать, для того, чтобы как-то использовать это в профессиональной деятельности. И сразу легче стало.

      Удалить
    2. Я думаю, у меня аналогичная ситуация с пением. Где толкьо ни пела - в хоре, дуэте, три, квартете. Когда случается простой, физически чувствую,что чего-то не хватает. Я так ив Хаяре оказалась - мне неважно было, на русском или ненецком, главное - петь)

      Удалить
    3. Завидую белой завистью способности ввалиться в такие проекты и, главное,, пройти их. А я вот так и не могу себя заставить хотя всю жизнь "думаю руками".
      Наверное тоже закажу себе книжку (чтоб был "пинок" для того чтобы закончить курс).

      Удалить
    4. ЧУМработница, я тоже очень люблю петь. Хотя никогда пением тоже не занималась (не считая брошенного на 5-м году обучения хорового отделения музыкальной школы). Помню, как всегда мечтала, что буду петь своему ребёнку. Но дочь, пока была маленькая, очень не любила, когда я начинала петь. Прямо орала и требовала прекратить это безобразие ;-) Зато сейчас иногда даже просит, чтобы я взяла гитару и спела что-нибудь.

      Удалить
    5. Alexander, потом обязательно покажи, что получится! Я, когда читала Марка Кистлера и 30 дней каждый день рисовала по нему, мне человек 10, наверное, сказали, что купили эту книгу, вдохновившись моими постами. Одно время лента в ФБ пестрила сообщениями о том, как кто-то рисует по этой книге. Больше всего поразило, как Елена Локтева, начав рисовать, дублировала каждый урок, рисуя параллельно в Corel Draw — это было потрясающе!

      Удалить