Блог создан для прохождения тренинга по книге Марка Кистлера "Вы сможете рисовать через 30 дней". Через 30 дней проверим, насколько справедливо утверждение автора, вынесенное в заголовок :) 30 дней закончились очень быстро, но привычка рисовать осталась. Поэтому периодически что-то рисую и выкладываю подборку в этот блог. И — пытаюсь сделать процесс рисования систематическим. Например, с книгой Барбары Дайан Берри "Рисуйте свободно!" Или с книгой Робин Ланда "Скетчбук, который научит вас рисовать".

Translate

среда, 31 мая 2017 г.

Онлайн-курс «Ла-Ла Курс»

Мои работы по акварельному блоку курса
Так получилось, что в этом году я рисую больше, чем пишу. А потому не всегда получается оперативно освещать какие-то события. Но склонность к рефлексии не даёт покоя: чувствую, что пока не опишу какой-то очередной опыт, не могу его отпустить и двигаться дальше. А потому с месячной задержкой хочу написать о необычном онлайн-марафоне по мотивам нашумевшего фильма «Ла-Ла Ленд». Марафон проходил с 14 по 28 апреля и был организован Школой рисования Вероники Калачёвой (страница марафона на сайте Школы). И хотя фильм я не смотрела, решение участвовать приняла сразу. Меня не отпугнула ни относительно высокая цена (никогда ранее не платила столько за онлайн-обучение), ни страх не успеть, совмещая плотный график марафона (за время марафона предлагалось нарисовать 10 основных и 2 бонусные работы) с интенсивной занятостью на работе. Потому как причины в пользу участия были более чем убедительные.

Мои рисунки маркерами в рамка курса
Во-первых, общая сюжетная идея марафона. После «Акварельного Шерлока» (подробно писала о нём здесь) объединение различных уроков марафона общим сюжетом кажется мне отличной идеей. Даже не видя фильм, ты проникаешься его атмосферой, а герои фильма к концу марафона воспринимаются как твои близкие родственники.

Во-вторых, меня увлекла идея разделения марафона на два блока — акварельный и маркерный. Можно было участвовать как в одном из них, так и в обоих. Жадная до подобных проектов, я, разумеется, ухватилась за оба блока, посчитав это отличной возможностью за короткий срок прокачать свои навыки в двух совершенно разных техниках.

В-третьих, с самого начала было известно, что уроки «Ла-Ла Курса» записаны с самыми крутыми преподавателями Школы: акварельный блок — с Вероникой Калачёвой (профиль в инстаграме), маркерный — с Анной Расторгуевой (профиль в инстаграме). В манеру преподавания Вероники я влюбилась на «Акварельном Шерлоке», а то, что Анна знает о маркерах всё, мне стало понятным на Экстрим-скетчинге2 (жаль, что тогда я попала в больницу и в итоге смогла нарисовать только один урок, но с удовольствием наблюдала за работами других участников).

В-четвёртых, очень убедительным аргументом, полностью снявшим вопрос о цене курса, стал подарок, который Школа сделала всем участникам, оплатившим оба блока — это Онлайн экспресс-курс акварели (страница курса на сайте Школы) с проверкой преподавателем, обычная цена которого выше, чем стоимость «Ла-Ла Курса». Курс этот я с удовольствием прошла в мае, о чём обязательно напишу отдельно.

И в-пятых, тот волшебный пендель, который дают подобные активности. Новые сюжеты, новые техники, социальность действа (все дни курса было трудно оторваться от просмотра публикаций по хэштегу курса в инстаграме — у меня так происходит постоянно на всех подобных проектах), жёсткие временные рамки, дисциплинирующие процесс обучения рисованию — не знаю, для кого как, но меня такие вещи здорово мотивируют.

Накануне старта курса, я решила, наконец, обзавестись мало-мальским набором спиртовых маркеров. Очень удачно Интернет-магазин «Рисуй-Твори» (сайт магазина) собрал набор маркеров специально для «Ла-Ла Курса», сэкономив массу времени таким дилетантам, как я. Я остановилась на бюджетном варианте маркеров Potentate. Очень порадовало, что часть стоимости заказа в этом интернет-магазине возвращается в качестве бонусных рублей, которые можно использовать при следующих покупках. Доставку осуществляла логистическая компания CDEK: я была приятно удивлена и стоимостью доставки, и её скоростью и обслуживанием.

Акварельные работы рисовала красками «Невская палитра». Что касается бумаги, то для акварели я использовала планшет Palazzo формата А3 (80% хлопка, 280 г/м), рисовала во весь лист. Маркерные работы пробовала выполнять на формате А5, но после первых неудач взяла скетчбук Canson формата А4, используя всякий раз часть листа.

Перед началом курса я неожиданно оказалась на больничном. Думала, что максимум на неделю, оказалось — на месяц. Так что курс я рисовала, имея много свободного времени. Правда, после двух операций, проведённых мне в течение десяти дней, у меня были врачебные ограничения в части подвижности, но я смогла к ним приспособиться (оказалось, к примеру, что временами вполне можно рисовать почти в лежачем состоянии).

Ну, а теперь о самих уроках курса и моих впечатлениях от них.

Урок 1 
Акварель. «Поцелуй»
Выше я назвала пять причин, по которым я решила участвовать в этом курсе. На самом деле, была ещё седьмая. Рекламные объявления курса сопровождались фотографиями работ преподавателей (или их фрагментов) по отдельным урокам. И вот я сразу просто влюбилась в этот сюжет. В его романтику, в цветовые сочетания и технику исполнения. В общем, ждала открытия доступа к урокам, прямо-таки не терпелось нарисовать эту сцену. Но такой желанный урок обернулся для меня сплошной катастрофой. Акварель не слушалась (ну, никак не даётся мне смешивание красок: даже если я беру в точности те же цвета, которые называет педагог, при смешивании у меня получается совсем иной цвет, нежели в уроке), планшет дважды опрокидывала на себя (разумеется, влажный), маскировочная жидкость при снятии, захватила немного бумаги, испортив фонарь. Не знаю, что на меня нашло: то ли так выбили из колеи кратковременные проблемы на сайте Школы, из-за чего урок открылся аж с 15-минутной задержкой (да, да, вот просто кошмарный ужас!), то ли общее состояние организма было неважным. Но получилось то, что получилось. Хотя сам урок безумно понравился. И я совершенно не разделяла немаленькое количество комментариев на сайте Школы о том, что это ужасно сложно, что участники курса чувствуют себя обманутыми, что этот курс не подходит новичкам и т. п. Я не считаю это проблемой курса, это именно моя проблема. Да, этот курс не научит рисовать сразу так, как это делают педагоги, не даст академические знания по рисунку акварелью (и/или маркерами). Для этого в той же Школе есть много специальных обучающих курсов. Но я убеждена, что участие в таких проектах даёт много и новичкам тоже. Трудно? Так это же здорово, что трудно! Значит, в этот момент ты учишься. Преодолеваешь сопротивление, справляешься с трудностями и приобретаешь какие-то навыки. Меня прямо азарт накрывает, как только я сталкиваюсь с трудностями. 


А ещё неудача этого урока впервые заставила меня задуматься над тем, что надо повторять работы хотя бы по некоторым урокам. Как и в любом обучении, навык требует закрепления. Прежде я, воспринимая рисование как хобби, отгоняла от себя мысль о необходимости повторения: нарисовала, молодец, движемся дальше. Понятно, что время ограничено (хотя доступ к любому курсу Школы можно продлить за отдельную плату). Но меня временные ограничения здорово дисциплинируют. А потому раз задумалась, то сделала! Закончив работу над всеми уроками, пока был открыт доступ, перерисовала. Не могу сказать, что получилось намного лучше, чем первый раз. Но то, что при повторе я смогла избавиться от напряжения, с которым выполняла первый рисунок, это точно. Рисовала с удовольствием, и некоторой гордостью за себя — я сделала это, я осознала необходимость повторов, я перерисовала.

Маркеры. «Комната героини»
Это был мой первый опыт рисования интерьера (да ещё такого ми-ми-ми-шного: сама бы я в такой комнате вряд ли бы смогла жить, слишком уж она приторная), а также первый опыт работы спиртовыми маркерами. Те маркеры, которыми я рисовала раньше, были на водной основе. Оказалось, что разница между ними огромна. Привыкала к наконечнику-долото, к расплыванию маркеров на листе (если в акварели меня этот процесс вдохновляет, то при работе с маркерами пока пугает). Первые восторги от палитры маркеров, собранной специально для «Ла-Ла Курса» интернет-магазином «Рисуй-Твори» быстро сменились разочарованием— в палитре просто не оказалось сразу нескольких очень важных в уроке цветов (при том, что как справедливо отмечали другие участники, купившие тот же набор, палитра маркеров производителя вполне позволяла подобрать вариант, более близкий по цвету к тому, что использует Анна Расторгуева в своих уроках). 



В общем, первый урок и по акварели и по маркерам принесли страшное недовольство собой и желание находить время на повторное выполнение работ. Рада, что смогла под занавес курса перерисовать и этот урок тоже. Ко мне как раз тогда пришёл один из путешествующих скетчбуков (уже полгода как участвую в интересном проекте страница на Фейсбуке — обязательно по окончании его подробно напишу о нём), и я решила одним из скетчей в него нарисовать комнату Мии. Понятно, что к этому времени мне уже было гораздо легче работать спиртовыми маркерами, чем в начале курса, да и вместе со спиртовыми уже активно использовала те маркеры, что были у меня раньше, чтобы максимально попасть в цветовую гамму. А потому повторение далось легко, рисовала с драйвом, азартом.

Урок 2
В отличие от первого урока, референсы ко второму меня одинаково не вдохновляли на рисование. Акварельный показался скучным, а маркерный — кричаще ярким. Но как по-разному сложилось для меня выполнение этих работ!
Акварель. «Прогулка»
Рисовалось быстро и трудно одновременно. Быстро — потому, что хотелось побыстрее завершить работу по этому уроку. Оттого и получилось небрежно, грязно по цветам, с плохо размытыми переходами. С самого начала курса столкнулась с тем, что на «Акварельном Шерлоке» я изрисовала всю кюветку акварели фиолетового цвета, а в магазинах оказались цвета на любой вкус, кроме, разумеется, фиолетового. Поэтому его изначально приходилось во всех уроках намешивать самой. А с этим у меня, как уже писала выше, пока не очень-то хорошо получается. Кроме того, не раз замечала за собой: если мне какая-то фишка в каком-то уроке понравится, то дальше в дело вступает народная мудрость: «Научи дурака Богу молиться, он и голову рад расшибить». Конкретно в этом уроке таким перебором оказалось использование кисти с фигурным краем: ну, да, люблю я искать какие-то интересные кисти для рисования фактур. Но взяв такую в руки, не могу остановиться. Оттого кроны пальм в большинстве своём выглядят неестественными.

Этот урок заставил меня задуматься о том, как я учусь (мне вообще свои рисовальные опыты интересны, помимо прочего, и с этой точки зрения). Когда ты никогда раньше не рисовала, и вот взяла кисточку в руки и начала учиться, ты достаточно быстро видишь прогресс между тем, что было, и тем, что вдруг появилось. Для меня таким прорывом стал как раз «Акварельный Шерлок». А вот дальше прогресс становится не таким очевидным, приращение идёт медленнее. И вот на «Ла-ла Курсе» мне периодически казалось, что я зашла в тупик, что вот он — мой предел, и выше головы не прыгнешь. В общем, начало было достаточно грустным.

Хотя сейчас, спустя месяц, я понимаю, что сильно недооценила этот урок. И, как ни странно, этот рисунок мне вдруг стал нравиться всё больше, и больше. Вот так бывает... Жаль, что не перерисовала его.

Маркеры. «Автомобиль и неон»
Ну, вы понимаете, какой настрой у меня был после первых трёх работ. Злилась на себя со страшной силой (хотя сейчас думаю, что моя болезнь в этом сыграла не последнюю роль). И вот так случилось, что именно этот урок стал для меня каким-то переломным моментом на курсе. Потому как, несмотря на все проблемы, я перестала ворчать и осталась в целом довольна и процессом и результатом. Сам урок оказался настолько позитивным, что с первой до последней минуты рисовала, испытывая восторг. Страха в рисовании машин у меня нет после книги Франс Белльвиль-Ван Стоун. «Скетчи» (мой отзыв на книгу), но после этого урока я просто влюбилась в рисование автомобиля (вот именно так, без карандаша, сразу линёром, а затем маркерами). Хотелось немедленно идти на улицу и рисовать все машины подряд! Нехватку нужных цветов маркеров я на этом уроке решила так: просто взяла к спиртовым имеющиеся маркеры на водной основе разных производителей.

Такой контраст между ожиданием и реальностью заставил вновь обратиться к пониманию того, как я учусь. Не всё то, что кажется неинтересным сначала, оказывается таковым в конце. И наоборот. А  ещё — о том, как поддерживать мотивацию во время непростой и интенсивной учёбы. Для меня такой поддержкой стала радость от того, что мой комментарий к этому уроку (когда загружаешь работу на страницу урока, необходимо написать о своих впечатлениях от него) попал в очередную рассылку участникам «Ла-ла Курса»: я прямо радовалась, как ребёнок, открыв письмо.

Урок 3
Акварель. «Себастьян и автомобиль»
Пожалуй, ни один из уроков курса не вызвал столько самокритичных, но с юмором, комментариев участников курса. Лента в инстаграме по хэштегу курса быстро заполнилась портретами самых разных мужчин за рулём. Мало кому удалось добиться портретного сходства, и я не исключение. Но урок, к которому я не знала, как подступиться (уж очень сложным он мне казался, я даже первый и последний раз за этот курс сначала выполнила маркерную часть, обычно начинала с акварели, т. к. она требует больше времени и усилий), доставил огромное удовольствие. Хотя и цвета получились, как в детской раскраске, и блик на макушке Себастьяна напоминает больше еврейскую кипу, но у нарисованного мною героя, даже без портретного сходства, есть харизма, характер, в него вполне можно влюбиться😍.

Маркеры. «Саксофон, дым, ноты»
А вот этот рисунок я очень хотела нарисовать с самого начала — уж очень мне нравилась атмосфера, переданная в нём. Однако я никак не могла предполагать, что мне так трудно будет справиться с эскизом инструмента: на получившимся в итоге скетче пятый вариант. Делала набросок и бросала (работа выполнялась сразу линёром, без карандаша), начинала новый. Понимаю, что и этот саксофон в своей конструкции вряд ли бы смог заиграть, но боялась перегореть и сдуться уже на начальном этапе рисунка. А вот работа цветом доставила море удовольствия. Когда надо было изобразить дым и блики на саксофоне, в ход пошло всё — оставленные заранее рефлексы, белые угольный карандаш, маркер и гелевая ручка, а также гуашевые белила. Очень хотелось передать эту атмосферу джаза: надеюсь, что мне удалось это сделать.

Урок 4
Акварель. «Кафе»
Это единственная работа, выполненная на формате А4. Вероника рекомендовала рисовать в скетчбуке, но у меня акварельный скетчбук только формата А5, причём, вертикальный. То есть, даже если использовать разворот, А4 никак не получится. Мне очень нравятся смешанные техники. Линёр плюс акварель равно быстрый скетч, который можно сделать где угодно и когда угодно, имея с собой минимум инструментов. Мне нравится рисовать город, причём, не памятники архитектуры (где боишься своими кривыми ручками испортить шедевр), а именно вот такие неприглядные фасады, ничем не примечательные. Однако на рисунке они сложно оживают, становятся яркими и интересными. А потому урок мне очень понравился. Хоть я и снова не смогла справиться с маскирующей жидкостью: поняла, что мне легче аккуратно обходить белые места, чем мучиться с маскировкой. Зато теперь я поняла, что если в прошлом году я пробовала в отпуске рисовать на улице линёрами и брашпеном, то в этом году хочу рисовать именно в такой технике.

Маркеры. «Холм Hollywood»
Этот урок, при его кажущейся простоте и небрежности готового скетча, оказался для меня совсем непростым: одну только надпись сделала раза с пятого. Мне вообще до этого курса казалось, что спиртовые маркеры — это быстро и просто. Оказалось, что это не совсем так, что, как и любой новый для тебя инструмент, спиртовые маркеры требуют привыкания, освоения. Но мне очень нравится пробовать новое, буду продолжать осваивать маркеры и дальше, хотя в этом году совершенно неожиданно так сильно погрузилась в акварель (я столько за всю жизнь не рисовала акварелью, сколько за пять месяцев этого года). Но к концу курса я более или менее начала ориентироваться в имеющихся цветах, перестала бесконечно сверяться с выкраской, даже номера по часто используемым цветам запомнила.

Урок 5
Акварель. «Фортепиано»
После урока «Поцелуй», этот был самым ожидаемым. Читала комментарии в чате сайта Школы о том, что это невозможно нарисовать, и ждала видео с нетерпением: это ж настоящий вызов! Выход из зоны комфорта! Изобразить ритм клавиш фортепиано и руки, скользящие по ним — это сложно, но ведь это так интересно! Прежде рисовала кисти рук только один раз — когда проходила курс по книге Марка Кистлера (вот здесь написано пару слов про этот мой небольшой опыт). Но, во-первых, это было почти три года назад. А во-вторых, рисовала я тогда карандашом. Последние несколько лет я активно покупаю книги по визуальному мышлению, по рисованию: для этих книг уже выделена отдельная полка. Перед просмотром урока открыла книгу Джованни Чиварди «Рисование. Полное руководство» (купить книгу на Озоне >>>) и прочитала в ней главу, посвящённую рисованию кистей рук — считаю, что это мне здорово помогло в работе над рисунком. Рисовала долго, с перерывом. Когда начинала, ещё дневной свет был, а закончила работу к полуночи. Это был потрясающий опыт! Вот как раз та самая ситуация, когда трудности не отпугивают, а, наоборот, заряжают энергией для их преодоления. Руки, конечно, кривоватенькие, да и клавиши не вполне ровные, но зато есть понимание процесса, есть энергия в работе, есть море полученного удовольствия. Только за один этот урок уже можно сказать: спасибо,  «Ла-ла Курс»!

Маркеры. «Обсерватория»
Сегодня, когда писала этот пост, заглянула в инстаграм по хэштегу #лалакурс. И была потрясена — работы продолжают появляться! Не только для меня курс не завершён! И вот в одной из работ прочитала комментарий, что этот референс был единственным вдохновляющим на всём курсе. Мдааа... Вот уж действительно, сколько людей, столько и мнений. Меня вот он первоначально совсем не вдохновлял. На этом этапе тебя скорее поддерживает уже близость завершения курса и гордость за себя: ты сделала это, ты смогла, справилась, не отступила. Но урок этот, несмотря на первоначальный мой скепсис, оказался очень милым. Да, да, именно такое чувство у меня было, когда рисовала. Впервые за весь курс я скетчила маркерами, не останавливая видео: с той скоростью и лёгкостью, за которые многие (и я в том числе) любят скетчинг. 

А ещё меня поддерживала мысль о том, что вот-вот откроются бонусные уроки — хорошим девочкам, выполнившим все задания, дают нарисовать Эмму Стоун акварелью и яркий скетч маркерами с кинотеатром и попкорном.

Бонусный урок
Акварель. «Эмма с Оскаром»
Ещё один интересный опыт на курсе. Было круто попробовать нарисовать человека в полный рост, да ещё в таком интересном ракурсе, да ещё в окружении столь разнообразных фактур — кресло, стена, платье, ковёр, статуэтка... Урок — полный восторг! Очень хотела перерисовать, но не успела. А потому что есть, то есть. С пропорциями, конечно, полный атас: почему-то сразу укрупнила плечи (моя Эмма культуристка😆), отсюда и голова вышла непропорционально крупной. Лицо тоже совсем не Эммы Стоун (ну, ладно, вроде бы видно, что женщина😅). Но я всё равно довольна, как слон. В который раз убедилась, что мои застревания в арт-магазине над разными кистями имеют смысл: у меня есть и флейц, и веерная, и синтетика с зигзагообразным краем — для рисования фактур всё идёт в дело, упрощая работу.

Маркеры. «Кинотеатр»
Маркерный бонус — яркая финальная точка. Снова рисовала, не останавливая видео: ура, спиртовые маркеры постепенно перестают быть для меня чужаками. Да и цвета подходящие (ну, или похожие) почти все были. У меня утро этого дня совсем не задалось: мало мне было хирургических проблем с ногой, так ещё и ноготь сильно обломила. Больно было, кровь, реву, себя жалко. А села рисовать, так сразу всё куда-то ушло, и боль отступила, и ничего мне не мешало. А потому, в любой непонятной ситуации — рисуйте! Это расслабляет, это заряжает энергией, это доставляет удовольствие! Всякий раз думаю: ну, почему, почему я раньше этого не делала?

Но и это ещё был не совсем конец курса.

Вебинар «Финальный аккорд»
Курс начинался и заканчивался вебинаром: в режиме реального времени больше тысячи участников из разных городов и стран рисуют вместе с преподавателем. Первый вебинар был с Анной Расторгуевой, маркерный (не смогла рисовать на нём, был рабочий день, и так и не нарисовала потом, хотя запись вебинара доступна на канале школы). Второй вебинар — акварельный, с Вероникой Калачёвой — начинался поздно вечером. К тому времени мой больничный закончился, и и наутро предстоял рабочий день, как обычно, насыщенный, напряжённый. Думала, что лягу спать, и буду смотреть в записи. Открыла трансляцию только для того, чтобы хоть одним глазком посмотреть самое начало. Но как же меня всегда заряжают энергетика и социальность подобных действий! Не смогла удержаться, достала планшет и краски. Села рисовать, и усталость как рукой сняло! С пропорциями, правда, так и не смогла подружиться (опять у меня Эмма получилась утяжелённая в верхней части), но была счастлива, что всё успела нарисовать вместе с другими участниками. Боялась, что трудно встану на работу: эмоции били через край, радовалась завершению курса, радовалась очередной победе над собой, радовалась за участников, выигравших призы (такие проекты обычно сопровождаются конкурсом лучших работ). Но наутро на удивление оказалась выспавшейся: вот так рисование заряжает меня энергией.

Получилось много слов и много фотографий. Писала в первую очередь для себя, но рада, если это окажется интересным ещё кому-то настолько, что сможет дочитать до конца😉

4 комментария:

  1. Добрый день, Мария Николаевна! Когда Вы все успеваете?! Работы очень интересные: очень понравилась акварель «Фортепиано» - такие выразительные руки пианиста!
    Дома не могу выделить время для рисования, но с удовольствием рисую с ребятами в школе. Попробую летом присоединиться к акварельным мастер-классам:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, спасибо Вам за отклик. Я на самом деле ничего не успеваю в этом году: очень тяжёлым он выдался. Дочь болеет + выпускной класс (у неё и у меня), мне три операции сделали в течение учебного года...Если бы не рисовала, сошла бы с ума, наверное. Рисование в этом плане здорово переключает, заряжает энергией.

      Здорово, что у Вас есть возможность рисовать вместе с ребятами, это тоже немало. А на лео у меня тоже планов громадьё. Кстати, по летним акварельным активностям. Через неделю на портале Enterclass стартует акварельный марафон "Котики не против собачек". Я участвую! Уроки короткие, работа не займёт много времени. Но рисунки очень милые получатся. И, думаю, Вы сможете какие-то идеи взять для своих занятий в началке.

      Удалить
  2. Маша, три операции - ужас просто! Как ты сейчас себя чувствуешь?
    ты однозначно героиня и невероятный человек.
    Я умею рисовать, но давно не занималась этим. А тут ты, кто взялся за это дело не так давно, как я поняла, но достиг впечатляющих результатов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ЧУМработница, Ириша, спасибо. Сейчас уже всё более или менее сносно.

      Ага, ты права, не так давно. Первым опытам меньше трёх лет, акварелью рисую с января этого года.

      Удалить