Блог создан для прохождения тренинга по книге Марка Кистлера "Вы сможете рисовать через 30 дней". Через 30 дней проверим, насколько справедливо утверждение автора, вынесенное в заголовок :) 30 дней закончились очень быстро, но привычка рисовать осталась. Поэтому периодически что-то рисую и выкладываю подборку в этот блог. И — пытаюсь сделать процесс рисования систематическим. Например, с книгой Барбары Дайан Берри "Рисуйте свободно!" Или с книгой Робин Ланда "Скетчбук, который научит вас рисовать".

Translate

воскресенье, 28 мая 2017 г.

Какого цвета лето? Акварельный марафон

Так получилось, что моя творческая весна началась и закончилась увлекательными акварельными марафонами от портала Enterclass (о первом марафоне я подробно писала в предыдущем сообщении). Между этими двумя марафонами было ещё несколько увлекательных рисовальных событий, о которых я, к сожалению, не собралась написать по горячим следам, но обязательно напишу позже. А пока хочу оперативно описать свои впечатления от марафона "Какого цвета лето?". Как и в прошлый раз, марафон проходил с художником Сергеем Курбатовым (профиль в инстаграме). Взнос за участие чисто символический — 500 рублей (мне бумага для этого марафона дороже обошлась), причём часть марафонских сборов организаторы перечисляют в благотворительные фонды "Созидание" и "Галчонок": лично мне такая позиция импонирует. А спонсорами марафона выступили:
  • "Передвижник" — товары для художников, дизайнеров, архитекторов >>>
  • Производитель товаров для творчества Pinax >>>
  • Сеть кондитерских Kuzina >>>
До начала марафона решила воспользоваться предложением спонсора интернет-магазина "Передвижник" (промокод на покупки для всех участников) и купила один из вариантов рекомендованной бумаги. Это бумага для акварели ARCHES 300г/кв.м 560х760мм среднезернистая, отлив в мульдах. Лист разрезала на четыре части. Таким образом, каждая работа получилась формата больше, чем А4, но меньше, чем А3. Доставку выполнила логистическая компания CDEK: уже не первый раз пользуюсь её услугами. И заказ, и доставка прошли позитивно, без каких-то сложностей (доставка, правда, получилось дороговатой, но это вполне оправдано с учётом непростой упаковки и транспортировки — такой лист не свернёшь в рулон и не сложишь, только в полном размере). 

Рисовала, как обычно, красками "Невская палитра" (у меня стандартный набор на 24 цвета, плюс докупаю периодически какие-то другие цвета в кюветах).

Онлайн-марафоны, как правило, отличаются большей интенсивностью, в сравнении с онлайн-курсами, где на выполнение заданий даётся больше времени. Четыре урока, которые публикуются раз в два дня, марафон длится с 20 до 27 мая, после чего доступ к видео закрывается (но его можно продлить за небольшую плату). То есть, ритм достаточно напряжённый, по крайней мере, для меня, да ещё в конце учебного года.

Все референсы марафона показались мне очень вдохновляющими. Плюс — общая идея: один рисунок символизирует один месяц, с мая по август.

Первый урок — "Цветочный май". Работа над этим рисунком шла с огромным напряжением, не ожидала, что это будет так трудно. Чувствовала, что мне постоянно не хватало осознанности, что я пыталась механически повторять за художником то, что он делает, толком не понимая: а что делаю я? Ещё с "Первоцветов" поняла, что для меня манера Сергея Курбатова сродни шаманству: процесс завораживает, затягивает, я себя на его уроках ощущаю в полунаркотическом состоянии: вот реально казалось, что рисую под наркозом. Если на этапе карандашного рисунка я ещё как-то контролировала себя, то как только взяла акварель, процесс стал иррациональным. К концу работы сидела извазюканная в краске, как чушка (думая о том, как буду отмываться: наш дом обычно попадает в первую волну отключения горячей воды, и для нас май, скорее. не цветочный, а холодный😰). Однако первое недовольство собой как-то быстро прошло: крутила работу так и эдак и постепенно понимала: нет, в этом всё-таки что-то есть. Как минимум, потрясающий опыт. А ещё — какое-то благостное ощущение, как всегда бывает у меня после уроков Сергея Курбатова. Его спокойная, умиротворённая манера преподавания передаётся и тебе.

Второй урок — "Туманный июнь". Все четыре урока марафона выполняются в технике по-сырому. Очень люблю рисовать по смоченному листу бумаги. Именно за это я и люблю акварель — за её непредсказуемость, когда всё течёт, плывёт, расползается. Это очень удивительно, совершенно новое для меня ощущение, ведь обычно я привыкла всё держать на контроле. Но рисуя по-сырому я сижу и млею, видя как краска пятнами растекается по влажному листу бумаги. А потому первый этап работы над этим рисунком был для меня сплошным удовольствием: пятна краски сами по себе становились небом или утонувшими в тумане верхушками деревьев. Да и весь урок в целом дался гораздо легче, чем предыдущий. Возможно, потому, что рисовала с утра, не уставшая после работы, никуда не торопясь. И вот вроде бы мазня мазнёй, но я осталась довольна и процессом, и результатом. Вроде бы удалось и свет передать, и целостность рисунка сохранить, когда на нём и дорога, и туман, и забор, и дерево такое исполинское, и трава. 

Продолжение знакомства с дорогой бумагой дало осознание того, что мне вряд ли захочется теперь рисовать на обычной бюджетной: совершенно другие ощущения даёт Arches в процессе работы. Вот вроде бы по ощущениям не такая уж и плотная ("Первоцветы" рисовала на бумаге такой же плотности, но там хлопок если и был в составе, то немного, так вот этот лист по ощущениям был гораздо толще), но настолько приятная на ощупь! И рисовать на ней — это просто праздник какой-то! Нередко встречала мнения о страхе перед ценой бумаги, о том, что дорогая бумага только для профессионалов. Теперь я точно знаю, что это не так. Надо учиться, используя хорошие материалы, от них на самом деле тоже немало зависит. Я для себя так решила: рисование доставляет мне удовольствие, а за удовольствия, как известно, надо платить. И да, если вы не знаете, что подарить человеку, рисующему акварелью, купите ему в подарок лист хорошей акварельной бумаги: точно оценит.

Вместо гуашевых белил (что-то в этом марафоне художник слишком часто к ним обращался, в каждой работе) использовала приём, полюбившейся мне ещё с "Первоцветов" — процарапывание ногтем. У меня лист был хронически мокрый, белила не перекрыли бы влажный цвет (а сушить феном я не очень-то люблю: прибегаю к этому способу только если время на работу ограничено и не могу ждать, когда лист подсохнет).

Урок третий — "Июль цвета морской волны". Этот урок марафона оказался для меня самым любимым. Несмотря на то, что большая часть рисунка выполнена... в темноте, на ощупь. Дочери на следующий день предстоял первый ОГЭ, она рано легла спать. Квартира однокомнатная, разгуляться негде. До потому до того момента, как был выключен верхний свет, я успела нарисовать только море. Всё остальное делала, используя свет монитора и USB-лампы для клавиатуры ноутбука, направляя её на лист бумаги. То есть, свет был ну очень условный.

Но это не единственная забавная история с этой работой. По случаю ОГЭ у дочери, днём я была в "Кнопке", чтобы купить ей чёрные гелевые ручки и пластиковый конверт под телефон. Бродя по магазину, в голове вдруг ни с того, ни с сего мелькнула мысль: у меня нет канцелярского ножа. Был, но потерялся где-то, надо купить новый. Подошла к прилавку с ножами и... не смогла его купить, слегка растерявшись от их разнообразия. А вечером оказалось, что Сергей Курбатов блики на поверхности воды делает, процарапывая заливку канцелярским ножом! То есть нож-то мне был нужен! Попробовала сделать эту операцию кухонным, не получилось. Но мне всё равно моё море нравится. Видимо, потому, что я просто обожаю море, мечтаю жить у моря, рисовать море, но в этом году вот даже отдыхать поехать не получится.

Продолжаю исследовать Arches (так рада, что сразу купила два листа, теперь у меня осталось бумаги ещё на четыре работы). Просто в восторге от того, как бумага держит цвет. Смачиваешь лист поверх уже высохшей краски для того, чтобы сделать новую заливку или добавить какие-то эффекты, и поражаешься тому, что с бумагой вот вообще ничего не происходит, цвет не плывёт ну ни капельки!

Поскольку вся левая часть работы выполнена почти в полной темноте, боялась, что будет перебор с мазками. А потому была удивлена, что в целом вполне сбалансированный рисунок получился. Вспомнила, что в книге Джона Хендрикса "Рисовать — это круто" (мой отзыв на неё) есть задание на рисование в темноте (там, правда, предлагается делать это не дома, а в кинотеатре). Теперь я могу уверенно сказать, что с заданием справилась. Такой вот неожиданный выход из зоны комфорта получился.

Урок четвёртый — "Пшеничный август". Сначала считала эту работу в рамках самой провальной. Ни цвет не удалось нормально подобрать: при смешивании тех же пигментов, которые называл художник в видео, у меня получались совсем другие оттенки. Ни на небе сделать ровную и чистую заливку: остались разводы, да и цвет грязноват. Ни поймать оптимальную для этой работы влажность бумаги: то мне её не хватало, но чаще влажности оказывалось уж очень много (хотя луж на поверхности не было). Ни дома на заднем плане реалистично передать не смогла: уж слишком абстрактные они получились (первоначальный эскиз полетел в тыр-тарары — когда дело дошло до акварели, рисовала мимо карандашного наброска)... 

Но дочь, чьё мнение для меня очень важно (она, хотя сама практически бросила рисовать последние полгода  что меня очень огорчает на самом деле, ведь я так хотела рисовать вместе с ней  но зато постоянно даёт мне дельные советы в процессе работы), всё время говорила, что ей очень нравится, что это похоже на импрессионизм, в общем, всячески поддерживала меня. В итоге смотрю на результат и улыбаюсь: как бы то ни было, в этом определённо что-то есть. И хоть вместо белил я вновь щедро использовала ноготь (когда стала постоянно рисовать акварелью, поняла, что о светлом и прозрачном маникюре можно забыть, краски впитываются в кутикулу и норовят залезть под лаковое покрытие), а облака сделала салфеткой. Получилось, конечно, по-детски, но я всё равно глажу себя по голове и говорю: "Кто молодец? Я молодец!".

Все четыре урока — сплошной восторг! Очень, очень благодарна и порталу Enterclass, и Сергею Курбатову за возможность учиться, осваивать новые приёмы, техники и сюжеты. Очень хотелось повторить хотя бы одну-две работы, жаль, что не успеваю это сделать. А повторять надо. И не просто повторять: в инстаграме прочитала, как одна из участниц марафона рисует каждую работу дважды: сначала повторяет урок, затем находит похожий, но всё же немного другой референс, и повторяет урок, рисуя уже с этого референса. Браво! Именно так и закрепляется навык, как мне кажется. Ну, что, есть к чему стремиться, по крайней мере.

Не раз писала, что в таких марафонах меня привлекает ещё и социальность действия. Каждый день смотрю работы других участников по хэштегам марафона, вдохновляюсь. Очень рада, что теперь уже постоянно рисуем вместе с +Инна Юдина: как это здорово, следить за успехами друг друга и поддерживать наши опыты. А накануне марафона я случайно наткнулась в инстаграме на профиль одной моей выпускницы 2013 года, Кати Козелковой. Оказалось, что она тоже совсем недавно увлеклась акварелью, и у нас даже есть работы, выполненные по одним и тем же урокам! Хотя, как и я, она не рисовала раньше.

Летом, в отпуске, планирую попробовать рисовать акварелью с натуры. В прошлом году у меня был опыт таких зарисовок, но в графике (сейчас они кажутся такими примитивными — прогресс налицо), этот год, благодаря таким вот марафонам, принёс мне любовь к акварели.

И да, все свои рисунки публикую в своём инстаграме: он как-то быстро стал почти полностью творческим, другие публикации в нём — большая редкость.

Всех моих читателей — с окончанием весны и началом лета! Пусть в вашей жизни будет больше места для творчества!

15 комментариев:

  1. «Кто молодец? Ты молодец!» Машка, чудесные, удивительные рисунки. Трудно поверить, что совсем недавно ты вообще не умела рисовать. Если бы не наблюдала за твоим творчеством последние три года, ни за что не поверила бы. Море — вообще из области фантастики!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо, друг. И да, про время...начинала-то с визуального мышления, со скрайбинга и визуальных заметок. Акварель в руки взяла 5 месяцев назад. И получаю море удовольствие от процесса. Да и результат скорее радует чем огорчает.

      Удалить
    2. А меня-то как радуют ваши с Инной результаты! Люблю радоваться, когда у людей что-то получается. Не останавливайтесь, девочки.

      Удалить
    3. У Инны вообще, на мой взгляд, такой рывок вперёд случился во время этого марафона. И хотя она (как и я впрочем) периодически занимается самобичеванием, со стороны-то прогресс виднее! И да, останавливаться не собираемся. Если бы я не рисовала, то точно с ума бы сошла от всех навалившихся проблем.

      Лена, а ты в курсе, что ещё и Маша Смирнова рисовать начала? Но в другом направлении, она зентанглы рисует (или как это правильно называется). И у неё тоже получаются удивительные работы. С удовольствием слежу за ней в инстаграме.

      Удалить
    4. И Маша? Меня нет в инстаграме, но, чувствую, ещё чуть-чуть и дозрею до того, чтобы завести: надо ведь как-то быть в курсе событий.

      Удалить
    5. Да! И Маша! Я тоже долго сопротивлялась появлению себя в Инстаграме. Считала, что там только еда и котики. Но нет, там столько интересного происходит. И вот сейчас так сложилось, что именно там я активнее всего слежу за лентой

      Удалить
  2. Маша, как ты все описала! Очень созвучно мне. Действительно, с особой радостью смотрю как мы вместе рисуем. Вместе точно веселее. Спасибо, что ты все проговорила про марафон. Я до такого глубокого размышления никак не "доросла". А тебя обожаю (как Машу) читать, смотреть и чувствовать, пусть и на расстоянии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, и тебе спасибо! Не поверишь, но я теперь ещё и какую-то свою ответственность чувствую за то, что вдохновила тебя тоже рисовать. Хорошим мы с тобой делом занимаемся. Мы ведь не планируем останавливаться, ведь правда?

      Удалить
    2. Маша, конечно не остановимся. Мы только разогнались с тобой. Мне муж говорит, а теперь сама. Но пока сама только в мыслях рисую. Еще надо учиться. Будем, Машечка, будем учиться!

      Удалить
    3. Мне так нравится цветочный май. Еще раз пробежала по видео и записала некоторые нюансы. Попробую повторить. Очень хочу, чтобы получилась картинка. В душу запала сильно.

      Удалить
    4. Точно, только разогнались. И хочется ещё и ещё рисовать. Из головы тоже пока не могу, максимум - что-то простое по фотографии. Но в отпуске планирую порисовать на улице, раз в отпуск не еду никуда. Уже заказала в Красном карандаше компактный набор акварели (потому как не представляю, как с собой таскать большую коробку "Невской палитры" и скетчбук для плэнеров, который удобно держать на весу.

      И уроки в этом марафоне все такие что их хочется повторять. Надо закреплять полученные навыки обязательно.

      P.S. Проверь HangOut: я там тебе пару строк черкнула.

      Удалить
  3. Замечательные акварели получились! Особенно море понравилось, словно смотришь вниз с обрыва в прозрачную воду... Красота!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, спасибо. Море — это моя любовь. Я даже когда рисовала, испытывала какой-то благовейный трепет. Обожаю на отдыхе прийти на море часиков в семь утра и поплавать пару часов, пока на пляже почти никого нет.

      Удалить
  4. Потрясающий прогресс, Мария Николаевна! Не устаю восхищаться Вашим трудоголизмом и "упертостью" - "хочу - значит, сделаю" :) Круто! Классные работы, такие ... душевные, милые. Очень мне нравится следить за Вашими успехами.
    А я вот так и не полюбила акварель :( Как не стараюсь, не мое. Наверное, время не пришло - полюбить. Хотя Вы умеете вдохновлять, ничего не скажешь :) Буду ждать продолжения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, спасибо Вам за отклик. Мне приятно, что то, что я делаю для души, интересно кому-то ещё, что я могу вдохновлять других людей своими активностями.

      С акварелью у меня ведь тоже только к середине пятого десятка лет начало что-то прорисовываться. Сама поражаюсь тому, как это получилось. Всегда считала её очень сложным материалом. Но сейчас есть желание продолжать развиваться в этом направлении.

      Удалить